Структура курса: как создать эффективную образовательную программу?
Продуктивность онлайн-курса напрямую зависит от понимания учебного процесса. Важно знать его программу и принципы, а также его основу. А еще важно подумать над логикой содержания, систематизацией и соответствия конечным целям. Проще говоря, проработка структуры курса – это первое, с чего нужно начинать.
Онлайн-курс без четкой структуры – это лотерея, и не факт, что в ней будет счастливый билет.
Четкая структура – это, прежде всего, ожидаемые результаты. А еще удобство для учеников, ведь они могут свободно ориентироваться внутри программы, не тратить время на поиски нужной информации. И, как следствие, эффективно воспринимать всю информацию. Обучение – это не просто уроки. Это последовательность и взаимосвязь между ними, отсылки к прошлым материалам и практические занятия по итогу целого модуля. От того, насколько грамотно будет выстроена структура, зависит эффективность курса и в принципе, его «право на жизнь».
Еще на этапе знакомства студента с курсом становится понятно, насколько ему этот курс подходит. Каждый ученик приходит с определенным запросом. И изучение содержания уже сообщает ему, насколько та или иная обучающая программа подходит именно ему. Не стоит забывать и о тех людях, которые воспринимают информацию «по диагонали» - они ищут ключевые фрагменты, которые дают им понимание эффективности курса. Поэтому структура любого курса так важна.
Какими бы эффективными ни были уроки, если они расположены в хаотичном порядке – толку от них не будет. Студенты быстро понимают, что курс не продуман и не достаточно проработан, и могут отказаться от него уже на первых уроках.
Взять, к примеру, курс по английскому языку. Если он будет выстроен без четкой структуры, не от простого к сложному, то студенты быстро забросят изучение.
Продуманная структура курса - это:
- Четкий процесс обучения и логически выстроенная программа.
- Взаимосвязь между темами и хорошая усвояемость материала.
- Наглядное отслеживание студентами пройденного материала и своего прогресса.
- Оценка эффективности преподавателем.
- Экономия времени и возможность применять структуру и для других курсов.
Варианты структуры для онлайн-курса:
Целое – часть – целое
Популярный вариант, особенно для прикладных обучающих программ. Студентам демонстрируется результат – например, готовое пальто на курсах кройки и шитья. Затем преподаватель разбивает работу на этапы и подробно знакомит с каждым из них. В конце курса студенты смогут разработать выкройку и сшить такое же пальто самостоятельно.
Часть – часть – целое
В этом случае программа разбивается на блоки или темы, которые изучаются последовательно. В конце информация резюмируется в единое целое и студенты заканчивают курс с четкой цельной картинкой в голове.
От простого к сложному
Каждый модуль содержит более сложную информацию и требует прохождения предыдущего. Так можно изучить даже самые сложный и непонятный материал. Активно применяется в IT-сферах, экономических, и др. структурах.
Из чего должен состоять курс
Как правило, это теоретические уроки, практическая часть и итоговые тесты. Такая структура позволяет закреплять пройденный материал и отслеживать успехи как самим студентам, так и преподавателям. Если это курс «с нуля», то в нем будет больше теории. И наоборот, если студенты имеют уже какой-то опыт, то практических модулей может быть больше.
Также уроки делятся:
- Для самостоятельного прохождения – это информация в записи, которую студент проходит самостоятельно в своем режиме.
- С обратной связью от спикера – групповой нетворкинг или разборы домашних заданий.
- Интерактив – тесты, квизы, викторины и другие форматы, часто в игровой форме. Вовлекают учеников в процесс и здоровый азарт.
Каждый урок в онлайн-обучении должен нести свой смысл. Рассказать о теории, познакомить с предметом, отработать уже пройденный материал на практике и др. Не списывайте со счетов домашние задания. Это прекрасный способ проверить уровень студента на текущий момент. В случае коллективной неуспеваемости это повод задуматься о том, не нужно ли внести изменения в курс. Возможно, некоторые блоки стоит доработать до более высокой успеваемости студентов.
Пример структуры онлайн-курса:
1 – Задача обучения. Определяем точку В, в которую должны прийти студенты после окончания обучения.
2 – Целевая аудитория. Нельзя в одну группу определить и новичков, и тех, кто уже имеет опыт в профессии. Идеальный вариант – провести опрос среди тех, кто хочет купить курс и распределить их по группам. Также опрос наглядно показывает, что хотят видеть студенты на курсе. Это поможет сделать наполнение максимально эффективным.
3 – Черновик курса. Соотносим темы с ожиданиями учеников.
4 – Проверяем курс на логическую структуру и адекватность предлагаемого материала для новичков.
Структура курса – это не просто его план. Это фундамент программы, на который опирается все остальное. Иными словами, некая дорожная карта, которая наглядно показывает путь из точки А в точку В и решает конкретный запрос, с которым пришел студент.