Классный журнал
27 декабря 2022
Помощь студенту в успешном завершении онлайн-обучения. Превью.
27 декабря 2022

Помощь студенту в успешном завершении онлайн-обучения

Путь от старта до финала онлайн-обучения чаще всего не прямая, а ломаная линия с полосой препятствий. Перед учеником стоит множество «неразрешимых» проблем. У него пропадает мотивация, он не знает, что делать и в какую сторону идти, не верит в собственные силы и пытается переложить ответственность на организаторов курса. Необходимо предугадать все возможные сложности и варианты поддержки азарта на каждом этапе курса.

За основу можно взять модель мотивации SSDL. Она подразумевает 4 стадии, которые поочередно проходит студент в процессе обучения:
  • Зависимый
  • Заинтересованный
  • Вовлеченный
  • Самонаправленный
Изображение в статье

Зависимый. Это первая стадия, где учащийся еще не знаком с обучением, но ждет его старта. Он сильно мотивирован и пребывает в предвкушении новых знаний. Но еще не предполагает, с какими сложностями предстоит столкнуться и что учеба – это сложный процесс, требующий ответственности, вложения сил и временных ресурсов.

Как помочь: поддержать мотивацию и максимально проинформировать, как построено обучение. Будет полезно провести вебинар для освещения основных моментов: сроков, правил, куда писать, если нужна помощь, и др. Эффективно помочь сформулировать личную цель и ответить на вопросы студента.

Заинтересованный. Это следующая стадия, где студент уже начал обучаться. Он слушает лекции, делает домашние задания, изучает дополнительные ресурсы. Именно на этом этапе проявляется сопротивление – мозг пытается саботировать поставленную задачу и переключается на более легкие и привычные действия. Накладываются дополнительные задачи – семья, работа, быт, проблемы со здоровьем.

Как помочь: Предоставьте социальные доказательства. В учебном чате можно отметить тех, кто сдает домашние задания в срок и получает первые результаты, а также можно делиться инсайтами, возникающими в процессе. Хорошо работает организация командной работы, проверка заданий учениками друг у друга. Эффективно показала себя своевременная обратная связь и комментарии по домашним заданиям. Отметка сильных сторон и поддержка необходимы ученикам.

Вовлеченный. Это третья стадия, где мотивация ученика приходит в норму. Он преодолел уже больше 50% курса, получил первые навыки, возможно, применил их на реальном проекте. Основная задача тренера – показать учащемуся, что он уже получил достаточно знаний, может полноценно работать и быть ответственным за результат.

Как помочь: Хорошо зарекомендовали себя воркшопы и мастер-классы, где студент может применить новые знания. Не нужно давать готовые решения, гораздо лучше работает вопрос «как бы вы поступили в этой ситуации?». Стоит поощрять самостоятельный поиск решений, а также предлагать дополнительные ресурсы для изучения. Дайте возможность выйти за рамки тем, кто этого действительно хочет.

Самонаправленный. Это финальная стадия обучения, когда студент ощущает на себе «синдром самозванца». У него есть знания и, может быть, даже опыт, но также и страх не применить их в нужный момент и не показать результат. Задача эксперта на этом этапе – помочь студенту перестать быть учеником и стать экспертом, который набирает опыт.

Как помочь: Полезно организовать стажировки, наставничество, карьерные консультации. Хорошо работает эффект «до» и «после». Если в обучении предусмотрен экзамен или защита итогового проекта, то студент получает еще одно подтверждение своих знаний и навыков.

Уникального метода поддержки студентов во время прохождения обучения не существует. Важно понимать, на какой стадии находится студент и учитывать особенности целевой аудитории, а там и идеи найдутся.

Про онлайн-обучение

Место, где начинается онлайн-обучение