Классный журнал
27 сентября 2021
7 способов снизить когнитивную нагрузку. Превью.
27 сентября 2021

7 способов снизить когнитивную нагрузку

Давайте сразу разберемся в терминологии. Когнитивная нагрузка — это, по сути, тот объем информации, которую мозг может хранить в текущий момент. Как правило, ее делят на два типа: внутренняя и внешняя. Внутренней нагрузкой управлять нельзя, а вот внешней — вполне: она регулируется средой, условиями, объемом поступающей информации и так далее.

Вы наверняка не раз замечали, что в какой-то момент при обучении или на работе вы постепенно начинаете терять концентрацию, а понимать и запоминать информацию становится все сложнее. Внимание рассеивается, начинают раздражать посторонние звуки и находящиеся вокруг люди. Скорее всего, к этому моменту вы получили слишком большую когнитивную нагрузку, что и послужило причиной всех этих ощущений. И в идеале ее как можно скорее нужно снизить.

При организации онлайн-обучения вы можете помочь своим ученикам и излишне не нагружать их когнитивное восприятие. Что же делать?

  • Упрощайте. Не совсем, как для младенцев, конечно, но лучше избегать излишней сложности. Старайтесь не производить лишний информационный шум, который будет мешать восприятию. В качестве примера такого шума можно назвать сложные инструкции не к месту, слишком навороченный и совсем не юзер-френдли интерфейс, перегруженную материалами презентацию или подачу чересчур объемного материала. Даже если контент интересный, убирайте лишнее, фильтруйте информацию — сделайте ее восприятие проще для ваших учеников.
  • Закрепляйте знания через обдумывание. При подаче материала периодически останавливайте свое повествование, когда закончили ту или иную мысль. Дайте ученику время подумать, "переварить" информацию, предложите ему изложить своими словами концепцию или задать вопросы.
  • Будьте лаконичнее. Краткость — сестра таланта, как известно. Когда вы хотите, чтобы человек как следует усвоил материал, не стоит "включать" Льва Толстого. Длинные и сложные предложения лишь увеличивают нагрузку, за счет чего ученик рискует потерять концентрацию уже на середине. Используйте емкие и простые формулировки, пишите кратко и как можно более точно выражайте свою мысль.
  • Научите "плавать". В начале обучения активно помогайте ученику при выполнении заданий, давайте ему подсказки, будьте всегда готовы ответить на возникающие вопросы. Постепенно переводите студента на более автономный режим работы: спустя некоторое время он должен начать самостоятельно выполнять все задачи. Этот метод часто называют "подмостки".
  • Практикуйте совместное обучение. Несмотря на то, что индивидуальное обучение считается более эффективным, все же могут складываться ситуации, когда командная работа принесет больше результатов. Во время совместного обучения уже после получения самых первых навыков и знаний когнитивная нагрузка распределяется между всеми участниками, а не ложится на плечи и голову одного. У каждого в команде будет своя задача, на которой он должен сосредоточить свое внимание. При онлайн-обучении это может быть формат видеоконференции или общения в групповом чате.
  • Используйте дополнительные материалы. Чтобы облегчить когнитивную нагрузку, помогите своим ученикам структурировать и зафиксировать предоставленную информацию письменно. Подготовьте для них чек-листы, инфографики, планы, создайте концептуальные карты, пропишите детальный разбор задачи или разбейте большую задачу на несколько маленьких.
  • Придерживайтесь одной концепции. Не пытайтесь запихнуть в урок, да и в голову ученика, все сразу. Заранее продумайте план занятия, структурировав информацию и убрав лишнее. Постарайтесь не делать долгих отступлений от темы, не добавлять стороннюю и не самую важную информацию или просто не говорить обо всем подряд. Ученик должен усвоить один урок и приступить к следующему.
Изображение в статье

Что вы можете посоветовать своим ученикам для снижения нагрузки?

  • Нужно сразу зафиксировать знания в удобном и понятном для ученика формате. Кто-то делает записи от руки, рисует схемы, кто-то дополняет звуковыми эффектами. Важно распределить информацию по разделам, которые будут понятны именно ему.
  • Нельзя делать сразу несколько дел и получать слишком много информации одновременно. Обучайте и обучайтесь постепенно.
  • Старайтесь заканчивать начатое, не бросайте на полпути, чтобы потом не изводите себя чувством вины и постоянным напоминанием: "Доделай, доделай!". Хотя, согласно эффекту Зейгарник, прерванные дела запоминаются лучше, чем завершенные, однако такой способ не слишком подходит для процесса обучения.
  • Старайтесь как следует высыпаться и следить за здоровьем своего организма в целом. Человек без стресса быстрее запоминает информацию и лучше усваивает новые знания.

Надеемся, что эти правила пригодятся вам как организатору онлайн-курсов. Позаботьтесь о том, чтобы снизить когнитивную нагрузку для своих студентов и сделать обучение легче — они будут вам благодарны и останутся с вами надолго.

Про онлайн-обучение

Место, где начинается онлайн-обучение