Классный журнал
22 февраля 2021
Превью статьи
22 февраля 2021

Разница между традиционным и онлайн-образованием — несколько тезисов

В онлайн-обучении есть то, чего по определению нет в обычной школе или на курсах: мощный элемент самообучения. Учебных и вспомогательных информационных материалов масса, они хорошо структурированы — было бы желание и время осваивать. Но в том-то и дело, что это требует огромной мотивации и силы воли.
Согласно статистике Khan Academy, одного из самых авторитетных образовательных порталов мирового масштаба, только 3% людей доходят до середины любого курса, представленного лишь материалами для самообучения. В варианте офлайн-образования или курсов с занятиями по видеосвязи он гораздо выше.
Поэтому участникам таких курсов очень важно разобраться с мотивацией и ответить на вопрос: а зачем им это, собственно, надо. Не "потому что" (кто-то настоял, модно, попалась ссылка), а "зачем" — каков результат (новая профессия, повышение, новый навык).
Изображение в статье
Если дело касается онлайн-образования в более традиционном, приближенном к офлайну, виде занятий с тьюторами или репетиторами по видеосвязи, то большой разницы между онлайн и офлайн-форматами нет. Более того, простота организации такой формы обучения делает его более предпочтительным для многих.
Ведь организовать видеозвонок можно даже с репетитором с другого конца Земли — отличный вариант для тех, кто изучает иностранные языки. Никого не нужно пускать в дом, с оплатой тоже все гораздо проще. А уж для родителей детей школьного возраста это и вовсе снимает множество волнений по поводу того, как чадо доберется к репетитору и обратно, как впустить незнакомого человека в дом, пока сами на работе и т.д.
Проблема нашего общества состоит в том, что культура потребления информационного продукта вообще и электронного в частности находится на невысоком уровне. Все-таки, идеализировать онлайн-обучение не стоит: это лишь инструмент, такой же, каким были первые печатные книги Гутенберга.
Да, смартфон или ноутбук с доступом ко всей литературе мира удобнее длинных полок с книгами, но сам процесс усвоения знаний не меняется, так как и люди не слишком изменились с античных времен. Однако многие впадают в опасное самоуспокоение по поводу того, что знания, якобы, находятся на расстоянии клика, а значит и зубрить ничего не надо. Зубрить не надо, но обучение — это процесс развития нейронных связей, он учит в первую очередь мыслить. А сегодня люди реально рискуют оказаться на более низком уровне развития, чем компьютерные нейросети, именно из-за иллюзии всезнания.
Изображение в статье

Что можно изменить преподавателю?

Помочь здесь могут игровые методики, геймификация — особенно хорошо она работает с детьми и в изучении иностранных языков и естественных наук, то есть, там, где требуется усваивать принципы, внутреннюю логику и взаимосвязи, а не большие объемы текста. Игра служит именно для повышения мотивации, причем в ситуативном смысле — здесь и сейчас учащийся может, пройдя тест или освоив в игровой форме новый материал, получить награду. Но такая мотивация сама по себе будет работать лишь в том случае, когда есть мотивация в целом, и ее нужно только поддерживать.
Если же пытаться выучить что-либо пассивным способом, без активного участия в процессе, результата не будет. Это как смотреть сериалы на английском: понимать язык вы будете, а вот говорить не станете. И это в лучшем случае. Точно так же все обстоит с онлайн-обучением: нельзя сделать клик и загрузить знания и навыки в голову.
Изображение в статье
В онлайн-обучении важную роль играет форма подачи — она должна быть максимально удобной и для слушателя, и для преподавателя. Именно это предлагает платформа Nethouse.Академия. Создайте свой курс за полчаса и начните его продвижение, чтобы убедиться — курсы здесь проходят до конца!
Место, где начинается онлайн-обучение