Классный журнал
19 января 2024
Индивидуальный план обучения: как составить?. Превью.
19 января 2024

Индивидуальный план обучения: как составить?

Индивидуальный формат обучения — один из главных трендов этого года. Программа должна быть гибкой и подстраиваемой под запросы конкретного ученика. Современная школа дает выбор ценностей для ориентира, которые одинаково откликаются родителям, детям и администрации школы.

Например:

  • Самостоятельность и ответственность.
  • Осознанный выбор — это норма.
  • Обучение — это на всю жизнь.

Отметим, что на федеральном уровне за школами закреплена возможность изменения учебного плана. Администрация самостоятельно распределяет часы на необходимые дисциплины. Выбор есть и ученика. По некоторым предметам он может выбрать базовый или углубленный уровень изучения.

Подходы к формированию плана обучения:

  • Он должен иметь несколько вариантов для выбора.
  • Каждый блок должен отвечать определенным нормам.
  • Каждый уровень должен обеспечивать преемственность.

Каждое учебное заведение может разработать в среднем около двенадцати учебных планов, каждый из которых будет отвечать конкретным требованиям. Например, они могут быть рассчитаны на разное количество учащихся или готовить будущих абитуриентов к поступлению в высшие учебные заведения.

Учебная программа предусматривает вариативность учебных программ и предметов, уровень изучения, продолжительность обучения, а также язык, формат, содержание программы.

Выбор предметов

Наиболее популярный способ — предложить ученикам на выбор несколько, чтобы они выбрали один. Можно предложить выбрать два и более. От этого зависит количество учебных планов. Если, к примеру, ученики выбирают один предмет из пяти, то учебных планов будет пять. А если два предмета — уже десять.

Следующий этап — увеличение числа блоков. Например, если из первого блока ученики выбирают один предмет, а из второго — уже два, то в сумме получается двенадцать готовых планов. На курсе из 50 человек количество уникальных учебных планов при таком подходе может превысить 80.

Базовый или углубленный

На первый взгляд все просто, но на этапе формирования групп могут возникнуть трудности. Особенно, если ученики выбирают курсы и по другим параметрам, описанным выше.

Формат обучения

Дистанционный — подразумевает изучение некоторых дисциплин в онлайн-формате.

Смешанный — лекции можно прослушать самостоятельно на платформе, но в классе учитель проведет практикум.

Свободный — учащиеся сами могут выбрать формат и преподавателя. В этот список попадают дисциплины с работой над проектами.

Практический — это тренинги, где ученики сразу могут применить полученные знания.

Важно понимать, что лекции, которые ученики изучают онлайн, в общей нагрузке участия не принимают, но в рабочей программе должны быть отражены.

 

Следующий этап — формирование индивидуального расписания для каждого ученика. Но это может оказаться довольно сложной задачей. Особенно, если в программе есть и уроки, и внеурочная деятельность.

В случае, когда предмет "не помещается" в расписание, его могут предложить пройти в следующем году. Таким образом, естествознание переносится на будущий учебный период, но химию проходят и за этот, и за следующий годы.

Можно сформировать группы и по уровню успеваемости, но есть мнение, что группа должна быть разнородной. Так обучение будет более эффективным. Не стоит пренебрегать правилом, когда в группе должно быть 70% сильных и 30% слабых учеников.

Также каждое учебное заведение дает возможность ученикам менять свой индивидуальный план один раз в несколько лет. Можно выбрать другие обязательные дисциплины, глубину их изучения, изменить количество часов или вообще поменять профиль.

Про онлайн-обучение

Место, где начинается онлайн-обучение