
7 принципов качественного онлайн-обучения
Сфера EdTech стремительно развивается, но, увы, не всегда в сторону повышения качества. Попробуем разобраться, как правильно выбрать онлайн-продукт, чтобы ожидания студентов совпали с реальностью.
- Задачи обучения = цели студентов
А если они не совпадают — потеря мотивации неизбежна, поэтому очень важно, чтобы заявленная программа курса совпадала с фактической информацией на занятиях.
Как составить программу так, чтобы студенты учились с удовольствием и интересом? Узнать, что хочет целевая аудитория онлайн-школы, какие опасения есть у студентов. Такой подход позволит скорректировать учебный план и дать слушателям действительно полезный контент.
Процесс обучения — сам по себе стресс, поэтому важно обеспечить студента мотивацией. Хорошо работают кейсы учеников прошлых потоков и ответы на популярные вопросы учащихся.
- Теория и практика
Одна лишь теория практически никогда не дает желаемого результата. Каждую тему необходимо закреплять выполнением задания и получением обратной связи от куратора. Фокус на промежуточных результатах дает понимание успеваемости учащихся и позволяет контролировать учебный процесс.
Практика показывает, что самые результативные задания — это те, что моделируют рабочие ситуации и готовят к будущей работе. Да и студенты охотнее решают задачи, которые им пригодятся для решения реальных ситуаций. Да, такие "домашние задания" не всегда интересные и простые, зато позволяют применить весь багаж знаний.
- Кураторы и обратная связь
Онлайн-обучение — это всегда про необходимость более высокого уровня дисциплины и мотивации, чем на офлайн-занятиях. Чаще всего студенты совмещают учебу с работой. И каждый испытывает сомнения, страхи, опасения и потерю веры в свои способности. На данном этапе важно, чтобы ученик не забросил обучение и всегда мог задать вопрос. Задача кураторов — мониторить общее настроение группы и лично каждого студента, проверять выполнение заданий и давать обратную связь.
- Поддержка после обучения
Не менее важный этап после окончания курса — поддержка выпускников. Можно создать общий чат, куда добавятся выпускники каждого потока, или проводить офлайн-мероприятия. Также в комьюнити можно делиться новостями, вакансиями, помогать друг другу в работе. Такие закрытые сообщества очень ценятся выпускниками и они охотнее рекомендуют онлайн-школу, которая предоставляет эту возможность.
- Эффективность курса на разных этапах
Измерение эффективности на разных этапах обучения важно для оптимизации курса. Можно оценить успеваемость, качественные и количественные показатели, насколько удовлетворены студенты и др. Если есть возвраты денег в начале обучения — важно понять, почему это происходит.
Необходимые данные можно получить через анкетирование или устное интервью. Как правило, это делается в начале, середине и конце обучения.
- Концептуальные модели
В зависимости от тематики курса учеников снабжают учебными материалами, которые пригодятся им в будущем. Это алгоритмы, чек-листы, гайды, шаблоны и др. Но иногда задача преподавателя — научить логически и рационально мыслить, самостоятельно находить решения задачи и др. Проще говоря — студент должен получить то, что ему поможет в дальнейшей работе по выбранной профессии.
- Доверительное окружение
Проще говоря — пространство для ошибок. Ученики должны знать, что глупых вопросов не бывает, и здесь его всегда поддержат и помогут. Чем больше ошибок студент допустит и проработает в процессе обучения, тем лучше он усвоит материал. Нельзя допускать, чтобы учащиеся боялись задавать вопросы и прекращали обучение только по этой причине.