Отзывы учеников по онлайн-курсу: сбор и использование
После пандемии популярность онлайн-обучения резко возросла и продолжает набирать обороты. Для того, чтобы увеличить эффективность курса, существует множество инструментов. Одним из них является сбор обратной связи и ее использование как для совершенствования уже готового курса, так и при создании новых.
Вообще в процессе обучения более известна обратная связь от преподавателя или эксперта курса к обучающимся. Однако стоит обратить внимание и на еще один, не менее важный тип: от учащегося к преподавателю. Рассмотрим ниже детальнее.
Обратная связь от ученика — что это
В первую очередь, это сам по себе отзыв на процесс обучения в целом или какие-то отдельные учебные моменты, например, вопросы по учебным материалам, реакция на общение с группой (если она есть) и преподавателем/экспертом или что-либо еще.
Такая обратная связь различается еще и хронологически: учащийся может оставлять ее до прохождения обучения, во время либо уже после его окончания. Каждый из этих типов имеет свои особенности, цели и способы применения для повышения эффективности обучения. Давайте разберемся, в чем их отличия.
"До"
На первый взгляд, идея оставлять отзывы до начала непосредственного обучения кажется несколько странной. Но если вдуматься, то становится понятно, что это отличный способ понять, какое первое впечатление складывается у ваших будущих учеников от предлагаемого курса. Для формирования мнения у них есть как информация о курсе и о вас как его организаторе/эксперте в целом, так и более мелкие детали, например, как составлено расписание или план занятий. Таким образом, у них уже есть какое-то мнение, какие-то мысли, которыми они могут поделиться с вами еще до начала занятий. Так вы можете решить какие-то вероятные проблемы уже на первых этапах, либо вовсе их предотвратить, и, по итогу, сделать ваш курс лучше и качественнее, тем самым оправдывая ожидания студентов. Поэтому обязательно позвольте им поделиться мнениями или рассказать о предпочтениях.
В качестве инструмента для сбора такой информации удобно использовать чат-бота на сайте. Во-первых, через него можно, при необходимости, удобно настроить FAQ, чтобы он отвечал на какие-то базовые вопросы учащихся вместо вас, тем самым экономя ваше время. А во-вторых, собственно, собирать обратную связь: после того, как студент получил от него ответ на свой вопрос, чат-бот может попросить оценить курс или написать, что бы хотелось улучшить.
Помимо чат-бота можно также попросить студентов перед началом занятий заполнить небольшую форму-опросник. В ней могут быть вопросы как про настроение учащихся в целом, так и про ожидания от курса или как раз о первом впечатлении о нем. Все это поможет отследить атмосферу в целом, а также выявить какие-то моменты, которые можно оперативно исправить при необходимости.
"Во время"
Если мы говорим об атмосфере в ходе обучения — это как раз о данном типе обратной связи. Интересуйтесь мнением учащихся в процессе, позвольте им высказываться. Это может быть вопрос о занятии в целом, о том, была ли интересна тема, был ли понятно подан материал, кроме этого, можно попросить студентов задать дополнительные вопросы по теме урока. Полученные от них отзывы помогут вам проанализировать то, как проходят занятия, насколько хорошо подготовлена и подается информация, как продвигается каждый из студентов по курсу в целом. Следовательно, если какой-то момент будет требовать корректировки, вам при помощи такого фидбэка предоставляется отличная возможность усовершенствовать курс.
В случае с откликами студентов во время обучения можно не усложнять процесс дополнительными инструментами, а собирать реакции просто во время занятий, в диалоге. Разумеется, это подходит для тех уроков, которые идут в формате видеоконференции, например. В случае же, если непосредственного общения в ходе курса нет, можно использовать комментарии к занятиям либо же во внутреннем чате.
Таким образом, используя подобные отзывы, вы сможете в значительной степени усовершенствовать, к примеру, формат проведения отдельных занятий, а также учебный план в общем.
"После"
Здесь все, в целом, очевидно: сбор обратной связи от учащихся после прохождения обучения максимально логичен. С помощью такого фидбэка вы узнаете, насколько студентам понравился ваш курс, насколько полезны были те знания, которые вы им передали, хорошо ли был организован учебный процесс, и так далее. Все эти нюансы, о которых вы могли даже не думать или же которые воспринимали со своей точки зрения совершенно под иным углом, будут полезны для вас при организации следующих потоков или новых программ обучения.
Важно понимать, что ваши студенты вряд ли самостоятельно придут к вам с отзывами и мнениями. Необходимо инициировать сбор обратной связи именно со своей стороны. Здесь вам снова помогут опросы. Это может быть опросник на вашей рабочей платформе, где проходило обучение, или же банальные Google-формы. Тщательно продумайте вопросы, на которые вы хотите получить ответы от учеников. Либо, как вариант, вам на помощь снова может прийти чат-бот — многим легче написать комментарий ему, нежели «живому» человеку.
Резюмируем: нельзя упускать из виду такой способ совершенствования онлайн-обучения, как обратная связь от студентов. Мы постарались рассказать вам о разных ее типах, а также способах сбора и использования. Получайте отзывы, анализируйте их и улучшайте свой курс, основываясь на мнениях и комментариях тех, для кого вы все это делаете. Используйте этот инструмент и повышайте эффективность своих курсов.