Наставничество и коучинг: чем отличаются и что выбрать бизнесу
Чтобы добиваться новых высот, компаниям уделяют время обучению и мотивации персонала. Как младшие, так и старшие сотрудники должны понимать, что руководство не оставит их без внимания в ситуации, когда необходима помощь и поддержка.
Компании используют наставничество и коучинг, чтобы оказывать поддерживающие меры. Разберемся, чем отличаются два метода обучения и как использовать каждый из них.
Наставничество
Наставничество – это процесс передачи знаний и навыков от опытного специалиста к новичку. Цель – помочь новоприбывшему сотруднику адаптироваться к рабочему месту, освоить нужные компетенции и влиться в коллектив. Наставниками выступают опытные сотрудники, которые работают не один год и хорошо знают компанию.
Не заблуждайтесь, что наставничество актуально только для стажеров. В адаптации и обучении нуждаются, в том числе, сотрудники, которые получили повышение или перешли в другой отдел. Они также находятся в новом коллективе и учатся выполнять еще незнакомые задачи.
Задачи наставника:
- познакомить подопечного с компанией и корпоративной культурой;
- провести знакомство с новыми коллегами;
- рассказать о предстоящих задачах и принципах рабочего процесса;
- обучить работе в специальных программах;
- контролировать действия новичка и анализировать его работу;
- давать обратную связь и подсказывать, как закрывать задачи быстрее и эффективнее;
- быть на связи, чтобы отвечать на вопросы наставляемого.
Когда нужен наставник?
Классическая модель наставничества: глава отдела или другой сотрудник помогает новичку освоиться и влиться в коллектив. У компании может не быть постоянных наставников, если обновления в рядах специалистов происходят редко, а обучение нового сотрудника происходит быстро. Но когда необходимо внедрять системное наставничество?
- Текучка кадров: компания долго ищет сотрудника, поскольку стажеры сбегают во время или после испытательного срока. Наставник помогает новичку адаптироваться к работе, обучает его и мотивирует на дальнейшую работу.
- Изменения в должностной структуре. Например, новой главой отдела становится менеджер среднего звена, который хорошо проявил себя в работе. Это назначение – стресс и для коллектива отдела и для менеджера на новой позиции. Наставник помогает снизить уровень стресса и адаптироваться к реалиям.
- Поиск нескольких новых сотрудников в одно время. Наставник следит за работой всех стажеров, чтобы не упустить подходящего специалиста.
Коучинг
Коучинг – это вид практики, которая помогает человеку раскрыть потенциал возможностей для достижения личной или профессиональной цели. Коуч выступает в роли консультанта. Он не углубляется в изучение проблемы и не дает четкий план действий для получения результата. Цель коучинга – направить клиента к цели и замотивировать на достижение.
В отличие от наставника, коуч не занимается обучением персонала. Специалист учит работать с той базой знаний и навыков, которые имеются в данный момент. Коучинг – это о работе с барьерами, искажениями и представлениями, которые мешают выйти на финишную прямую. Во время беседы и специальных практик, коуч перестраивает мышление клиента.
Коуч работает как с одним подопечным, так и с командой. Специалист проводит групповые собрания и тренинги, чтобы совместными усилиями прийти к решению проблемы. Такие сессии помогают сплотить команду, наладить тайм-менеджмент и раскрыть сильные стороны каждого сотрудника.
Задачи коуча:
- совместно с клиентом сформулировать цель работы;
- составить программу сессий, тренингов и заданий, которые помогут клиенту выйти на путь к достижению цели;
- анализировать результаты проделанной работы и дает рекомендации;
- поддерживать клиента на протяжении всего сотрудничества.
Когда нужен коуч?
Коуч – не штатный сотрудник компании, и на его услуги сложно решится. Компания должна осознать важность назревших перемен, чтобы обратиться за помощью к стороннему специалисту. Обратиться к коучу нужно, если:
- компания продолжительный период находится в стагнации и хочет выбраться из этого состояния;
- наблюдаются напряженные отношения в коллективе;
- сотрудники не замотивированы в карьерном росте и прокачке профессиональных скиллов;
- компания ищет точки роста для выхода на новый уровень.
Наставничество или коучинг: кого выбрать?
Выбор между наставником и коучем зависит от потребностей бизнеса и запроса клиента.
Если сотрудники компании испытывают трудности с адаптацией и обучением, стоит назначить наставника. Опытный сотрудник знаком со спецификой компании и сможет передать новичку необходимые знания.
Коучи занимаются развитием личных качеств, налаживанием связей в команде и мотивацией на достижение долгосрочных целей. Специалисты занимаются формированием мышления, которое станет фундаментом для дальнейшего развития. Коуч не обучает, а анализирует, советует, и помогает прийти к верному решению.
Заключение
Наставничество и коучинг – инструменты, которые используют для расширения возможностей команды и достижения новых высот. Чтобы выбрать один из вариантов, компания должна понять, какую цель она преследует. Нельзя исключать вариант, в рамках которого применяют оба инструмента.