Какой метод обучения самый эффективный
В мире свободного интернета и стремительно развивающейся культуры образования множество людей уже знает, какие существуют методы обучения. Кто-то слышал об этом поверхностно, другие понимают их на интуитивном уровне, а третьи и вовсе о таком не задумываются.
Однако, если вы ученик или, тем более, преподаватель, вам все же стоит понимать, какие методы обучения выделяются и какой из них наиболее эффективен в вашей работе.
Давайте для начала разберемся в структуре. Чаще всего методы обучения делят на три типа: словесный, наглядный и практический. Далее рассмотрим каждый из них подробнее.
Словесный метод
Сюда входят такие техники обучения, как объяснение, дискуссия, беседа, лекция или рассказ, а также работа с книгой и инструктивным материалом. Источником знаний в этом случае выступает устное или печатное слово.
Например, вы можете последовательно излагать учебный материал, используя рассказ или объяснение. Они должны включать в себя только достоверные факты, иметь четкую логику, концентрировать внимание и вызывать эмоцию. Рекомендуется делать рассказы не более чем на 10 минут, так как после этого времени внимание рассеивается, следовательно, материал не будет усвоен должным образом. Если вы хотите побудить ученика мыслить, закрепить или актуализировать знания, задавайте ему вопросы по теме, как бы ведя по ней вглубь. Ученик двигается за вами и постепенно запоминает информацию, фокусируя на ней внимание.
В случае с дискуссией очень важно поставить вопрос так, чтобы он вызвал интерес у аудитории, то есть, спровоцировать слушателей спорить друг с другом и, возможно, с вами, отстаивая разные точки зрения, что поможет более полно усвоить полученную информацию.
Лекция же — это, как правило, более жесткая структура, последовательное логическое изложение, большой объем информации и системное освещение материала.
Наглядный метод
Способы обучения, которые помогают усваивать знания через наглядность, при этом развивая наблюдательность и образное мышление, составляют основу этого метода. Он особенно эффективен в работе с людьми, у которых хорошо развита зрительная память.
Этот метод можно разделить на три подтипа: наблюдения, иллюстрации и демонстрации. К наблюдениям можно отнести экскурсии, посещения музеев и театров, так как в процессе наблюдения за чем-либо ученик будет получать и фиксировать информацию зрительно. В случае с иллюстрациями все очевидно: здесь активно используются картины, рисунки, плакаты, схемы, графики, таблицы и т.д. Для демонстраций же ставят опыты или, например, показывают кинофильмы.
При использовании этого метода обучения очень важно четко выделять главное, продумывать пояснения и соблюдать логическую структуру, обязательно демонстрируя предмет обсуждения максимально наглядно.
Практический метод
Его проще всего описать так: делать что-то руками. Сюда относят как классические упражнения, так и различные практические работы. Во время таких занятий ученик несколько раз выполняет необходимое действие, таким образом запоминая его.
При использовании такого метода можно использовать и устные действия, и письменные, и графические. Так, например, сначала человек повторяет полученную информацию вслух, затем пишет, после чего составляет схемы, чертежи и так далее.
Самый эффективный метод обучения
Пожалуй, многие из вас согласятся, что наиболее эффективным методом стоило бы назвать практический, ведь когда мы совершаем какое-то действие физически, поступающая в процессе информация лучше фиксируется.
Однако важно отметить, что максимально продуктивно обучение будет идти, если использовать все перечисленные методы в комплексе. Необходимо развивать и тренировать все виды памяти. Кроме того, например, если человек лучше всего усваивает информацию визуально, это не значит, что он не сможет получать знания, слушая преподавателя.
В любом случае, при составлении курса или образовательной программы обязательно следует учитывать индивидуальную особенность каждого человека и стараться преподносить информацию разными способами. Важно, чтобы процесс обучения был не только полезным, но еще и интересным, тогда он не будет мучительным, а полученные знания будут применяться на практике с удовольствием.