Геймификация онлайн-обучения
Игры прочно вошли в нашу жизнь — и мы сейчас не о картах или домино. Геймификация в образовании значительно повышает вовлеченность и мотивацию студентов. Давайте разберемся, что это такое, для чего она нужна и как ее внедрить.
Геймификация образовательного процесса
Сам термин означает внедрение в процесс обучения элементов игры с целью повышения интереса к учебе и развития мотивации. Такой подход активно используют при работе с детьми, но и у взрослых можно добиться положительных результатов. Прежде всего, это практическое применение теоретических знаний, а еще — враг рутины и эмоционального безразличия.
Особенности метода:
- Обучение начинает приносить удовольствие, вызывает интерес у студентов.
- Снижается страх ошибки или неправильных действий.
- Повышается настроение.
- Позволяет работать сразу с многочисленной группой учеников.
- Привносит разнообразие в процесс.
- Улучшает усвоение материалов.
Но есть и минусы у такого подхода. Так, дети, привыкшие получать информацию исключительно в виде игры, сложно возвращаются к классической подаче материала. И здесь крайне важен опыт педагога, который внедрит игрофикацию в общий процесс, не нарушая баланс.
Основные инструменты геймификации:
- Сюжетная линия. Она может быть любой, в зависимости от специфики обучения и возраста студентов.
- Уровни игры. По мере прохождения игры открываются все новые этапы, а с ними становятся доступны бонусы, дополнительные бесплатные материалы и тому подобное.
- Баллы. Участники получают их по мере прохождения уровней и могут обменять на что-то полезное, например, мини-курсы, дополнительные уроки и прочее.
- Соревнования. Мотивируют на здоровую конкуренцию и повышение активности учащихся.
- Обратная связь. Необходима на регулярной основе после прохождения определенного уровня или задания.
Как внедрить?
- Анализ. Только после него будет понятно, какие процессы можно заменить на игру. В зависимости от специфики обучения некоторые темы или разделы должны подаваться только в традиционном виде.
- Постепенное внедрение. Лучше начинать с малого — заменить один раздел игрой или выдавать какие-то определенные награды за прохождение, а не все и сразу.
- Правила. Они должны быть понятны и известны участникам. Студенты должны четко понимать, какова цель игры, что и за какие заслуги они получат.
- Платформа. Реализовать геймификацию на сервисе для онлайн-обучения проще всего. Тем более, что там уже встроены многие инструменты: значки, рейтинги, баллы и другое.
Основные ошибки
- Слишком много наград и условий. Такой подход сбивает студентов с толку, а не мотивирует на прохождение игры.
- Перекос в сторону игры, а не обучения. Не забывайте о главной цели курса — получении знаний. Важно соблюдать баланс.