Кейс-метод: что это и чем он полезен в обучении
Основоположником этого метода является Гарвардский университет. Именно там этот способ был впервые опробован, показав свою эффективность, после чего стал достаточно распространен и во многих других университетах. Сейчас кейс-метод широко используется при обучении в самых разных дисциплинах и сферах, в том числе, в медицине, юриспруденции, экономике, социологии и так далее. В нашей стране этот метод начал применяться сравнительно недавно, однако набирает популярность и в последние несколько лет стал достаточно широко использоваться в различных вузах и порой даже в школах. Что же такое кейс-метод и чем он так хорош?
Сам по себе кейс — это какая-то ситуация, а также поставленная по ней задача, для которой следует найти решение. Чтобы это сделать, необходимо тщательно разобрать проблему, проверив и проанализировав имеющуюся информацию и, как итог, предложить способы выхода из ситуации и решения исходной задачи.
Для кейс-метода ключевым моментом является коммуникация: учащимся нужно не только использовать свои знания, полученные ранее, и личные качества, но и качественно провести дискуссию, чтобы найти максимально верное решение. Как правило, на решение кейса выделяется ограниченное количество времени, а также исходная информация может быть неполной, лишь ориентировочной, а отдельные факты могут противоречить друг другу.
Очевидно отличие кейс-метода от более традиционных учебных методик. Так, например, при привычном нам обучении преподаватель является наставником в изучении дисциплины и, по сути, передает студентам определенный набор знаний. При использовании же кейс-метода ключевым моментом стоит назвать сам процесс получения решения, а не итоговый результат. Учащиеся должны научиться анализировать полученные данные, и на их основании искать — и находить! — ответы на поставленные вопросы. Преподаватель при этом выступает как наблюдатель, он может направлять и акцентировать внимание студентов на каких-то деталях, однако поиск решения задачи они ведут самостоятельно. Таким образом, кейс-метод формирует у учеников умение использовать полученные знания на практике, вести дискуссию и убеждать, работать в команде и фокусироваться на задаче.
Кейсы бывают разных форматов. К примеру, отличие может быть:
- в объеме — задача может быть маленькой и относительно простой, для быстрого нахождения решения, или же это может быть объемный групповой проект, на подготовку которого дается несколько дней, а по их истечении студенты проводят презентацию;
- в источнике исходных данных — кейс может быть как смоделирован преподавателем на основании гипотетической информации, так и может являться вполне реальной проблемой с фактическими данными, которая требует решения.
Порой преподаватели даже связываются с различными компаниями в своей сфере с целью сотрудничества. В таких случаях организация предоставляет информацию и обрисовывает задачу, требующую решения, и дает разрешение на использование этих данных, а также публикацию. В итоге такого взаимодействия все остаются в выигрыше: студенты получают кейс из реальной деятельности в их профессиональной сфере и возможность поучаствовать в решении проблемы, а компания — готовые варианты, которые может применить на практике. Кроме того, в особо успешных случаях компания может предложить кому-то из отличившихся учащихся работу после окончания обучения.
Непосредственно подготовка кейса тоже требует особого внимания преподавателя. Есть несколько ключевых моментов, которые следует учитывать:
1. В первую очередь, преподаватель должен четко понимать, какие учебные цели он планирует достичь с помощью того или иного кейса. Лучше всего моделировать или использовать реальные ситуации, которые могут встретиться студентам на практике.
2. Разумеется, важно учитывать уровень знаний студентов и ориентировать материалы на определенную группу учащихся.
3. Чаще всего кейсы формируются на основании реальных ситуаций. Для этого можно использовать открытые источники, однако всегда стоит проверять достоверность информации.
4. Хорошо, если проблема, описанная в кейсе, не имеет однозначного и единственно верного решения. При этом в тексте должно содержаться достаточно информации, чтобы студенты смогли ее извлечь и использовать для дискуссии.
5. Стоит помнить о нюансах внутреннего взаимодействия внутри компании, которая фигурирует в кейсе. Так, например, решения отдела маркетинга затронут также работу финансового отдела, отдела закупок и так далее.
Таким образом, можно прийти к выводу, что кейс-метод — это отличный способ не только разнообразить учебный процесс, но и сделать его функциональнее и полезнее, а также повысить его результативность. У студентов повышаются мотивация и интерес к материалу изучаемого предмета, так как они видят наглядную пользу от полученных знаний, и могут применить их на практике в процессе моделирования ситуаций из реальной профессиональной деятельности.